статки этого надгробия, сохранившиеся в Яропольце, а также довоенные фотографии позволяют, в целом, реконструировать его композицию. Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной
облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
В нижнем уровне композиции на проекте, между двумя круглыми рельефами, находится прямоугольный рельеф с изображением военных доспехов и запоминающимся характерным шлемом с плюмажем в центре. Форма мраморных блоков, на которых укреплен аллегорический рельеф, иная. Это может быть связано с тем, что перед нами не окончательный вариант проекта надгробия. На саркофаге мы видим аллегорическую композицию с маршальским жезлом и венком славы, вероятно, утраченную, как и ножки саркофага, уже в наше время. По сторонам от саркофага Триппель задумал расположить две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу, которые не были размещены на памятнике.
А.Н. Греч писал : "В силу каких-то причин памятник остался незакончен, хотя все части его и были исполнены". С. Торопов считал, что причиной этого послужил протест духовенства "против постановки двух женских фигур и барельефа с несоответствующими, по его мнению, святости места нагими телами" (выделено мной — Ю. Р.). Он же заметил, что фигуры и барельеф "хранятся до сих пор в залах музея".
Очевидно, что претензии по поводу "нагих тел" можно было предъявить только аллегорическому рельефу из коллекции Музея архитектуры, так как ни фигуры Славы и Печали, ни рельеф с военными доспехами обнаженными телами не назовешь.
Что касается рельефа с доспехами, можно предположить, что он был исполнен в соответствии с иным вариантом проекта надгробия, — ведь в имевшемся на памятнике овальном рельефе также есть шлем с плюмажем в центре. Однако здесь нас ожидал сюрприз. На фотографиях 1936 г. с изображением интерьеров дворца Чернышёвых в Яропольце, внимательно изученных нами, мы увидели аллегорические фигуры Славы и Печали работы Триппеля, украшавшие один из парадных залов. Также мы обнаружили прямоугольный рельеф с военным облачением и шлемом в центре, точно соответствующий изображению на проекте Триппеля, который был вмонтирован в стену над камином и являлся частью декорации зала.
Можно предположить, что заказчикам не понравились готовые скульптуры Триппеля, привезенные из Рима в Ярополец, или, наоборот, понравились до такой степени, что стали украшением парадных апартаментов дворца, которые тщательно и разборчиво украшались владельцами усадьбы. Рельеф из собрания Музея архитектуры, видимо, также служил украшением в одном из залов.
мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
Однако проект надгробия, сделанный Триппелем (любезно предоставлен нам швейцарским исследователем творчества Триппеля Дитером Ульрихом), отличается от того, что было осуществлено в действительности.