Подготовка к освещению и установке крестов на Храм идут полным ходом !
1 июля 2024 год ждём всех желающих присутствовать на освещении

великого александра триппеля в Яропольце

Скульптуры
конце сентября отмечаются памятные дни Александра Триппеля - скульптора немецкого академического классицизма. Он родился 23 сентября 1744 года, а скончался 24 сентября 1793 года. Для нас он знаменит не только
имеющим мировую известность бюстом Гёте, но и тем, что стал автором надгробия фельдмаршала З.Г. Чернышёва, установленном в Казанском храме.
Сложную скульптурную композицию работы первоклассного западноевропейского мастера зафиксировали в 1930-е гг. в дальнем углу Подмосковья. Странные пустоты в композиции приписали советскому нигилизму, однако их причина оказалась иной.

Одним из шедевров уникальной коллекции мемориальной скульптуры Музея архитектуры, располагавшейся до середины 1990-х годов в церкви Михаила Архангела в Донском монастыре, всегда по праву считался рельеф белого мрамора — фрагмент надгробия З.Г. Чернышёва.
На плите выгнутой формы расположена замечательная фризовая аллегорическая композиция в "античном стиле". Она изображает Чернышёва, опирающегося на щит с фамильным гербом, прощающегося с семьей. Коленопреклоненная жена останавливает его, однако крылатый Гений смерти с венком в левой руке сопровождает умершего к лодке Харона, находящейся в правой части рельефа, где их уже поджидает вестник богов и проводник душ Гермес в дорожном плаще и с жезлом в правой руке. В левой части композиции расположены три женские фигуры плакальщиц, которые могли ассоциироваться с семьей умершего.
Автор рельефа — скульптор Александр Триппель (1746-1793) был заметной фигурой в художественной жизни Европы второй половины XVIII в. Однако, в отличие от Кановы и Пигаля, он был незаслуженно забыт, так какего работы были рассеяны по Европе от Британии до России. А. Триппель родился в Швейцарии, в Шафхаузене, за свою жизнь он посетил множество разных стран и городов, причем все переезды были в той или иной степени связаны с его страстью к творчеству. С 1756 г. вместе с семьей Триппель жил в Лондоне, где был отдан в обучение к ремесленнику. Склонность к искусствам привела к тому, что в 1763 г. он поступил в Академию в Копенгагене, которую окончил в 1768 г. с золотой медалью. Бывал в Париже, в Риме, жил в Швейцарии, пока не выбрал местом своего пребывания Рим, который тогда был художественным центром классицистической Европы. В Риме прошли последние четырнадцать лет его жизни, ставшие наиболее значимыми и продуктивными в его творчестве. В этот период им были созданы знаменитые бюсты Гёте и Фридриха II Прусского и не менее значимые для его творчества работы, сделанные для России, — гипсовый бюст Екатерины II и аллегорическая скульптурная композиция, представляющая Екатерину Великую как Минерву и победительницу турок.
Александр Триппель
Скульптор немецкого академического классицизма
зрелый стиль мастера, высокое художественное качество его произведений
Скульптуры демонстрировали
В
демонстрировали зрелый стиль мастера, высокое художественное качество его произведений
Скульптуры
года. Для нас он знаменит не только имеющим мировую известность бюстом Гёте, но и тем, что стал автором надгробия фельдмаршала З.Г. Чернышёва, установленном в Казанском храме.
в яропольце
Александра триппеля
Было известно, что автором надгробия и соответственно мраморного рельефа был швейцарский скульптор А. Триппель, работавший во второй половине XVIII века. Благодаря авторству известного скульптора и великолепному художественному качеству рельефа он был перевезен в Донской монастырь (согласно данным А.Н. Греча, рельеф первоначально находился в ГМИИ) в период формирования коллекции мемориальной скульптуры в 1936 г. Его сочли достойным экспонироваться рядом с лучшими произведениями русской мемориальной скульптуры. К тому же он явно нуждался в защите (в эти годы в Яропольце Чернышёвых размещалась детская колония). Устные предания, сообщавшие о перевозке рельефа, свидетельствовали о том, что рельеф был снят непосредственно с надгробия. Неожиданно выяснилось, что с этим рельефом, да и со всем надгробием произошла странная, до конца необъяснимая история.
он знаменит не только имеющим мировую известность бюстом Гёте, но и тем, что стал автором надгробия фельдмаршала З.Г. Чернышёва, установленном в Казанском храме.
О
статки этого надгробия, сохранившиеся в Яропольце, а также довоенные фотографии позволяют, в целом, реконструировать его композицию. Его основу составляла огромная плоская пирамида в темной мраморной
облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
В нижнем уровне композиции на проекте, между двумя круглыми рельефами, находится прямоугольный рельеф с изображением военных доспехов и запоминающимся характерным шлемом с плюмажем в центре. Форма мраморных блоков, на которых укреплен аллегорический рельеф, иная. Это может быть связано с тем, что перед нами не окончательный вариант проекта надгробия. На саркофаге мы видим аллегорическую композицию с маршальским жезлом и венком славы, вероятно, утраченную, как и ножки саркофага, уже в наше время. По сторонам от саркофага Триппель задумал расположить две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу, которые не были размещены на памятнике.
А.Н. Греч писал : "В силу каких-то причин памятник остался незакончен, хотя все части его и были исполнены". С. Торопов считал, что причиной этого послужил протест духовенства "против постановки двух женских фигур и барельефа с несоответствующими, по его мнению, святости места нагими телами" (выделено мной — Ю. Р.). Он же заметил, что фигуры и барельеф "хранятся до сих пор в залах музея".

Очевидно, что претензии по поводу "нагих тел" можно было предъявить только аллегорическому рельефу из коллекции Музея архитектуры, так как ни фигуры Славы и Печали, ни рельеф с военными доспехами обнаженными телами не назовешь.
Что касается рельефа с доспехами, можно предположить, что он был исполнен в соответствии с иным вариантом проекта надгробия, — ведь в имевшемся на памятнике овальном рельефе также есть шлем с плюмажем в центре. Однако здесь нас ожидал сюрприз. На фотографиях 1936 г. с изображением интерьеров дворца Чернышёвых в Яропольце, внимательно изученных нами, мы увидели аллегорические фигуры Славы и Печали работы Триппеля, украшавшие один из парадных залов. Также мы обнаружили прямоугольный рельеф с военным облачением и шлемом в центре, точно соответствующий изображению на проекте Триппеля, который был вмонтирован в стену над камином и являлся частью декорации зала.
Можно предположить, что заказчикам не понравились готовые скульптуры Триппеля, привезенные из Рима в Ярополец, или, наоборот, понравились до такой степени, что стали украшением парадных апартаментов дворца, которые тщательно и разборчиво украшались владельцами усадьбы. Рельеф из собрания Музея архитектуры, видимо, также служил украшением в одном из залов.
мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
огромная плоская пирамида в темной мраморной облицовке, на фоне которой находились другие элементы надгробия: постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями (в центре овальное, с изображением посередине шлема с плюмажем; по сторонам круглые: левый — с изображением Георгия Победоносца, правый — с гербом Чернышёвых); каннелированный элемент белого мрамора изображал фрагмент колонны, на которой находился мраморный блок полукруглой формы, предназначавшийся для аллегорического рельефа, его место в действительности занимала мраморная доска с надписью. Мраморный блок, в свою очередь, служил постаментом для саркофага цветного мрамора. В верхней части пирамиды был укреплен медальон белого мрамора с профильным портретом З.Г. Чернышёва работы Ф.И. Шубина. Этот медальон до сих пор сохранился в разрушающейся церкви в Яропольце.
Однако проект надгробия, сделанный Триппелем (любезно предоставлен нам швейцарским исследователем творчества Триппеля Дитером Ульрихом), отличается от того, что было осуществлено в действительности.
Э
гербовый зал, в декорации которого были использованы медальоны с портретами представителей семьи Чернышёвых работы Ф.И. Шубина и Ж.Д. Рашетта, вначале мы предположили, что этот рельеф также мог быть изготовлен для украшения одного из интерьеров. Однако данный рельеф совершенно иной. Во-первых, это единственный рельеф с фоном черного мрамора. Во-вторых, в отличие от остальных портретов, где персонажи изображены оплечно, в париках и платье, данное изображение обрезано чуть ниже шеи, без намека на какие-либо одежды.
Портретируемый, имеющий явное сходство с З.Г. Чернышёвым, изображен без парика, антикизированно, в стиле республиканского римского портрета с короткими волосами. Контрастное сочетание белого изображения и черного фона создает сходство с медальерным искусством.

Возвращаясь к рассмотренному проекту надгробия, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на не очень четкое изображение, портретный медальон отвечает тем же принципам: это коротко обрезанное изображение человека без парика, с короткой прической, одежда на рисунке тоже не присутствует. Как нам кажется, не будет большим преувеличением предположение о том, что данный рельеф в медальоне является портретом З.Г. Чернышёва, выполненным А. Триппелем для надгробия маршала в Яропольце.
тот рельеф традиционно связывался с надгробием З.Г. Чернышёва. Однако, как мы видели, на памятнике до сих пор находится другой мраморный медальон с портретом маршала. Зная о том, что во дворце был
По желанию заказчиков он был заменен на портрет работы Ф.И. Шубина, тем более, что стиль произведения отвечает антикизирующему стилю швейцарского скульптора.

Что касается фигур Славы и Печали, они не погибли во время войны после пожара дворца, как об этом сообщал Тихомиров. Они пропали. Фотографии 1946 г. свидетельствуют о том, что скульптуры уцелели. Старые сотрудники Музея архитектуры сообщали, что видели их в Донском монастыре среди фрагментов скульптур, хранившихся на территории, до сборки горельефов храма Христа Спасителя. Других сведений об аллегорических фигурах работы Триппеля пока не обнаружено.
еще один рельеф, привезенный из Яропольца. Это необычное портретное профильное изображение белого мрамора, расположенное в медальоне черного мрамора
В коллекции музея находится
свидетельствуют о том, что скульптуры уцелели. Старые сотрудники Музея архитектуры сообщали, что видели их в Донском монастыре среди фрагментов скульптур, хранившихся на территории, до сборки горельефов храма Христа Спасителя. Других сведений об аллегорических фигурах работы Триппеля пока не обнаружено.
во дворце был гербовый зал, в декорации которого были использованы медальоны с портретами представителей семьи Чернышёвых работы Ф.И. Шубина и Ж.Д. Рашетта, вначале мы предположили, что этот рельеф также мог быть изготовлен для украшения одного из интерьеров. Однако данный рельеф совершенно иной. Во-первых, это единственный рельеф с фоном черного мрамора. Во-вторых, в отличие от остальных портретов, где персонажи изображены оплечно, в париках и платье, данное изображение обрезано чуть ниже шеи, без намека на какие-либо одежды.
музея находится еще один барельеф, привезенный из Яропольца. Это необычное портретное профильное изображение белого мрамора, расположенное в медальоне черного мрамора
В коллекции